Фильм «Метрополис», снятый в 1927 году немецким режиссером Фрицем Лангом, является культовой классикой раннего научно-фантастического кино и считается одним из самых влиятельных фильмов в истории кинематографа. Этот грандиозный фильм-антиутопия заложил основы многих жанровых конвенций, связанных с изображением роботов и футуристических городов.
Метрополис — город будущего, разделен на две части. Под землей находятся жилища рабочих, над ними цеха с машинами. В верхнем городе расположены офисы, богатые кварталы и сады развлечений. Вся власть в городе принадлежит магнату Иогану Фендерсону.
Его сын — Фредер догадывается о несправедливости, царящей в метрополисе. Спустившись в машинную зону, Фредер приходит в ужас: он видит страшного Молоха, пожирающего людей. Не в силах смириться с увиденным, он начинает борьбу со злом.
Действие «Метрополиса» разворачивается в огромном городе будущего, который подразделяется на две обособленные части — надземную и подземную. Верхний, надземный город являет собой футуристический мегаполис с впечатляющей архитектурой, высокими небоскребами и передовыми технологиями. Здесь живут и работают привилегированные классы общества — управляющие, ученые и технические специалисты.
В противоположность этому, нижний, подземный город представляет собой мрачное царство рабочих, обеспечивающих функционирование города. Они вынуждены жить в полуразрушенных трущобах, работать на изнурительных производствах и подчиняться жестокому контролю властей.
Центральный конфликт фильма строится вокруг противостояния этих двух миров. Сын главы города Фредерик влюбляется в Марию, лидера рабочих, что приводит к серии драматических событий. В ключевой сцене фильма Мария даже становится причиной создания первого в истории кино полноценного робота, который затем начинает сеять хаос и разрушения.
«Метрополис» представляет собой масштабную, всеобъемлющую метафору о социальном неравенстве и классовом конфликте в обществе будущего, где роботы играют ключевую роль. Фриц Ланг наглядно демонстрирует, как технологический прогресс и власть машин могут обострять противоречия в социальной структуре.
Фильм стал поворотной вехой в истории кинематографа, заложив основы визуального языка научной фантастики. Его футуристический дизайн, грандиозные декорации и мрачная, выразительная атмосфера оказали огромное влияние на все последующие фильмы о роботах и антиутопических городах.